Я опасаюсь, что после вступления в силу новых правил обучения в гимназии, а именно — отмены вступительных экзаменов в пятом классе, осознанность будет постепенно сходить на нет и в итоге это приведет к печальным последствиям.
Давайте все-таки вспомним банальную истину: все дети разные, кто-то стартует и проявляет интерес к учебе раньше, кто-то позже. У каждого свои склонности и предпочтения, и просто заставить ребенка учиться (когда он не имеет для этого ни малейшего желания или способностей) невозможно.
Учителя в четвертом классе говорили нам и другим родителям: присмотритесь к ребенку — если ему тяжело сейчас, в общеобразовательной школе, может не стоит его мучить и значительно увеличивать нагрузку? Задумайтесь, стоит ли сидеть ночами и издеваться над собой и ребенком?
Так в итоге и вышло. Те, кто был уверен в своих силах, кто работал над результатом заранее, играючи справились с экзаменами, спокойно пережили повышенную нагрузку, адаптировались и продолжают учиться дальше. Дети, которые не тянули до этого, но которых родители буквально силком затолкали в гимназию, скатились на 4—5 и сейчас страдают.
Для многих родителей объем нагрузки, который многократно увеличивается после поступления в гимназию, становится откровением. Все почему-то были уверены, что надо только проскочить вступительные, а дальше — само собой пойдет.
Ничего самой собой не пошло. Выпускники белорусских гимназий не случайно имеют такой высокий процент побед на олимпиадах и проходной балл при поступлении в вузы — это результат тяжелой работы, итог сложного отсева и выявления тех детей, кому углубленные знания необходимы.
Сейчас, после того как упразднили экзамены, кто-то наверняка решит: «Вот теперь заживем! Теперь-то гимназистом сможет стать каждый, а не кучка „избранных“». Так вот это не так! Отменив экзамены и сняв ограничения, мы добьемся одного: гимназии, став общедоступными, перестанут быть элитарными и просто потеряют смысл своего существования. Потому что невозможно сделать элитарное массовым, сняв ограничения.
Гимназии сегодня являются бесплатными учебными заведениями, в которые поступают дети, готовые к углубленному изучению предметов. Очевидно, что для того, чтобы быть готовым к этому, необходимо обладать серьезной базой знаний и способностями. Если этих способностей нет или они пока не проснулись, дети будут просто зря тратить время — как свое, так и учителя.
Я надеюсь, всем понятно, что если сегодня в гимназию пойдут все, то это отнюдь не значит, что мы увидим на выходе в разы больше медалистов и победителей олимпиад. Таких детей, наоборот, станет в разы меньше, потому что у них не будет механизма для самовыражения, они не смогут привлечь к себе внимание и, пройдя отбор, получить доступ к специально разработанной системе обучения на конкурсной основе.
Вот вам банальный пример. В прошлом году в нашу гимназию поступил очень талантливый парень. До этого он учился в другом районе города, где просто не было учебных заведений, которые могли предоставить ему возможности, соразмерные его мозгам. Юный талант легко сдал все экзамены. Ему очень повезло — он получил совершенно легальную возможность раскрыть свой потенциал. Потому как если бы он поступал в следующем году, ему бы, вероятно, сказали: «Извини, но все вакантные места заняты». И если бы директор гимназии выделил талантливого ребенка, то наверняка вскоре нашлись бы родители, которые задались бы вопросом: «А почему это он не пошел к себе в школу на общих условиях, по территориальному признаку — прописке, как это сделали мы?»
В ситуации «усреднения», к которой сейчас, скорее всего, приведут реформы, талантливым детям придется получать знания того уровня, который им необходим, только у репетиторов, на дополнительных занятиях. При этом у них останется необходимость «отбывать» уроки в школе, которая для них будет рутиной — временем, которое можно было бы потратить намного эффективнее.
Вероятно, еще какое-то время гимназии по инерции будут давать более высокий уровень образования. И родители, которые придут туда в следующем году без экзаменов, просто обалдеют от того, какие низкие оценки будут получать их дети. Но с каждым последующим годом эти оценки будут все ближе к «средней температуре» по школам в стране. При этом рост произойдет не потому, что дети станут учиться лучше, а потому, что требования к ним снизятся.
Уже сегодня некоторые родители начали проще относиться к учебе своих детей. Зачем напрягаться, если теперь в гимназию можно поступить не прилагая никаких усилий?
В итоге мы, по сути, потеряем элитную (не по внешним признакам, а по содержанию) школу. Кому это нужно?
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by